АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, разновидность
метафоры. Аллегория фиксирует условный образ: в баснях лиса – хитрость, осел –
глупость и т. п. Аллегория используется также в сказках, притчах, сатире.
АЛЛИТЕРАЦИЯ – выразительное средство
языка: повторение одинаковых или однородных согласных звуков с целью создать
звуковой образ:
И он по площади
пустой
Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой…
Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой…
(А. Пушкин)
АНАФОРА
– выразительное средство языка: повторение в начале стихотворных строк, строф,
абзацев одних и тех же слов, звуков, синтаксических конструкций.
Всей
бессонницей я тебя люблю,
Всей бессонницей я тебе внемлю —
О ту пору, как по всему Кремлю
Просыпаются звонари…
Всей бессонницей я тебе внемлю —
О ту пору, как по всему Кремлю
Просыпаются звонари…
Но
моя река– да
с твоей рекой,
Но моя рука – да с твоей рукой
Не сойдутся. Радость моя, доколь
Не догонит заря зари.
Но моя рука – да с твоей рукой
Не сойдутся. Радость моя, доколь
Не догонит заря зари.
(М. Цветаева)
АНТИТЕЗА
– выразительное средство языка: противопоставление резко контрастных понятий и
образов: Ты и убогая, // Ты и обильная, // Ты и могучая, // Ты й бессильная, //
Матушка Русь! (Я. Некрасов).
АНТОНИМЫ
– слова с противоположными значениями; служат для создания ярких контрастных
образов:
Полюбил богатый –
бедную,
Полюбил ученый – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную,
Золотой – полушку медную.
Полюбил ученый – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную,
Золотой – полушку медную.
(М. Цветаева)
АРХАИЗМЫ
– устаревшие слова, обороты речи, грамматические формы. Служат в произведении
для воссоздания колорита ушедшей эпохи, определенным образом характеризуют
персонаж. Могут придавать языку торжественность: «Красуйся, град Петров, и
стой, неколебимо, как Россия», а в иных случаях – иронический оттенок: «Сей
отрок в Магнитогорске грыз гранит науки в колледже и с Божьей помощью закончил
оный успешно».
БЕССОЮЗИЕ
– выразительное средство языка, ускоряющее темп речи в произведении: «Мчатся
тучи, вьются тучи; // Невидимкою луна // Освещает снег летучий; // мутно небо,
ночь мутна» (А. Пушкин).
ВАРВАРИЗМЫ
– слова из чужого языка. С их помощью может быть воссоздан колорит конкретной
эпохи («Петр Первый» А. Н. Толстого), охарактеризован литературный
персонаж («Война и мир» Л. Н. Толстого). В отдельных случаях
варваризмы могут быть объектом полемики, иронии (В. Маяковский. «О
«фиасках», «апогеях» и прочих неведомых вещах»).
ВОПРОС
РИТОРИЧЕСКИЙ – выразительное средство языка: утверждение в форме вопроса, не
предполагающего ответа:
Что же мне так больно
и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
(М. Лермонтов)
ВОСКЛИЦАНИЕ
РИТОРИЧЕСКОЕ – выразительное средство языка; обращение, служащее целям
повышения эмоциональности, создает обычно настроение торжественное,
приподнятое:
О, Волга! Колыбель
моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Любил ли кто тебя, как я?
(Н. Некрасов)
ВУЛЬГАРИЗМ
– пошлое, грубое слово или выражение.
ГИПЕРБОЛА
– чрезмерное преувеличение свойств предмета, явления, качества с целью усилить
впечатление.
От любо?ви твоей
вовсе не излечишься,
сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат мой, Арбат,
ты мое отечество,
никогда до конца не пройти тебя.
сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат мой, Арбат,
ты мое отечество,
никогда до конца не пройти тебя.
(Б. Окуджава)
ГРАДАЦИЯ
– выразительное средство языка, с помощью которого постепенно усиливаются или
ослабляются изображаемые чувства и мысли. Например, в поэме «Полтава»
А. Пушкин так характеризует Мазепу: «что он не ведает святыни; // что он
не помнит благостыни; // что он не любит ничего; // что кровь готов он лить как
воду; // что презирает он свободу; // что нет отчизны для него». Основой
градации может служить анафора.
ГРОТЕСК
– художественный прием гиперболизированного нарушения пропорций изображаемого,
причудливого соединения фантастического и реального, трагического и
комического, прекрасного и безобразного и т. п. Гротеск может быть
использован на уровне стиля, жанра и образа: «И вижу: // Сидят людей половины.
// О, дьявольщина! // Где же половина другая?» (В. Маяковский).
ДИАЛЕКТИЗМЫ
– слова из общего национального языка, употребляющиеся в основном в
определенной местности и использующиеся в литературных произведениях для
создания местного колорита или речевой характеристики персонажей: «Нагульнов
пустил своего маштака наметом и остановил его сбочъ кургана»
(М. Шолохов).
ЖАРГОН
– условный язык небольшой социальной группы, отличающийся от общенародного
языка главным образом лексикой: «Язык письма был изыскан, но вместе с тем
сдобрен хорошей дозой морского жаргона… каким изъясняются матросы и бродяги» (К. Паустовский).
ЗАУМНЫЙ
ЯЗЫК – результат эксперимента, которым главным образом увлекались футуристы.
Цель его – отыскать соответствие между звучанием слова и значением и освободить
слово от его обычного смысла: «Бобэоби пелись губы. // Вээоми пелись взоры…» (В. Хлебников).
ИНВЕРСИЯ
– изменение порядка слов в предложении с целью выделить значение какого-либо
слова или придать необычное звучание фразе в целом: «С большака перешли на
отрезок холста // Бурлаков этих репинских ноги» (Дм. Кедрин).
ИРОНИЯ
– тонкая скрытая насмешка: «Он пел поблеклый жизни цвет // Без малого в
осьмнадцать лет» (А. Пушкин).
КАЛАМБУР
– остроумная шутка, основанная на омонимах или использовании разных значений
одного слова:
Область рифм – моя
стихия
И легко пишу стихи я.
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки.
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.
И легко пишу стихи я.
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки.
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.
(Д. Минаев)
ЛИТОТА
– изобразительное средство языка, построенное на фантастическом преуменьшении
предмета или его свойств: «Ваш шпиц, прелестный шпиц, // Не более наперстка» (А. Грибоедов).
МЕТАФОРА
– слово или выражение, употребленные в переносном значении. Изобразительное
средство языка, основанное на неявном сравнении. Основные виды метафор –
аллегория, символ, олицетворение: «Гамлет, мысливший пугливыми шагами…» (О. Мандельштам).
МЕТОНИМИЯ
– художественное средство языка: замена названия целого названием части (или
наоборот) на основании их сходства, близости, смежности и т. п.: «Что с
вами, синий свитерок, // В глазах тревожный ветерок?» (А. Вознесенский).
НЕОЛОГИЗМ
– 1. Слово или выражение, созданные автором литературного произведения:
А. Блок – надвьюжный и др.; В. Маяковский – громадье, молоткастый и
т. п.; И. Северянин – сверкальная и др.; 2. Слова, приобретшие со
временем новое дополнительное значение – спутник, телега и т. п.
ОБРАЩЕНИЕ
РИТОРИЧЕСКОЕ – ораторский прием, выразительное средство языка; слово или группа
слов, называющие того, к кому обращена речь, и содержащие призыв, требование,
просьбу: «Слушайте, товарищи потомки, // агитатора, горлана, главаря» (В. Маяковский).
ОКСЮМОРОН
– эпитет, употребленный в значении, противоположном определяемым словам:
«скупой рыцарь», «живой труп», «слепящая тьма», «грустная радость» и т. п.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
– прием метафорического перенесения черт живого на неживое: «Река играет»,
«Дождь идет», «Тополь тяготится одиночеством» и т. п. Многозначный
характер олицетворения раскрывается в системе других художественных средств
языка.
ОМОНИМЫ
– слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения: коса, печь, брак,
некогда и др. «И не заботился. о том, // Какой у дочки тайный том //
Дремал до утра под подушкой» (А. Пушкин).
ОНОМАТОПЕЯ
– звукоподражание, имитация природных и бытовых звуков:
Кулеш в котле
клохтал.
Под ветром кренились
Крылья красные костра.
Под ветром кренились
Крылья красные костра.
(Е. Евтушенко)
Полночной порою в
болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
(К. Бальмонт)
ПАРАЛЛЕЛИЗМ
– изобразительное средство языка; сходное симметричное расположение элементов
речи, в соотношении создающее гармоничный художественный образ. Параллелизм
часто встречается в устном народном творчестве и в Библии. В художественной
литературе параллелизм может использоваться на уровне словесно-звуковом,
ритмическом, композиционном: «Черный ворон в сумраке нежном, // Черный бархат
на смуглых плечах» (А. Блок).
ПЕРИФРАЗ
– изобразительное средство языка; замена понятия описательным оборотом: «Унылая
пора! Очей очарованье!» – осень; «туманный Альбион» – Англия; «Певец Гяура и
Жуана» – Байрон и т. д.
ПЛЕОНАЗМ
(греч. «pleonasmos» – излишество) – выразительное средство языка;
повторение близких по смыслу слов и оборотов: грусть-тоска, жили-были, плачет –
слезами обливается и т. п.
ПОВТОРЕНИЯ
– стилистические фигуры, синтаксические конструкции, основанные на повторе
слов, несущих особую смысловую нагружу. Виды повторений – Анафора, Эпифора,
Рефрен, Плеоназм, Тавтология и др.
РЕФРЕН
– выразительное средство языка; периодическое повторение законченного в смысловом
отношении отрывка, обобщающего мысль, выраженную в нем:
Горный король на
далеком пути
– Скучно в чужой стороне. —
Деву-красавицу хочет найти.
– Ты не вернешься ко мне. —
Видит усадьба на мшистой горе.
– Скучно в чужой стороне. —
Кирстэн-малютка стоит на дворе.
– Ты не вернешься ко мне. – <…>
– Скучно в чужой стороне. —
Деву-красавицу хочет найти.
– Ты не вернешься ко мне. —
Видит усадьба на мшистой горе.
– Скучно в чужой стороне. —
Кирстэн-малютка стоит на дворе.
– Ты не вернешься ко мне. – <…>
(К. Бальмонт)
СИМВОЛ
(одно из значений) – разновидность метафоры, сравнение обобщающего
характера: у М. Лермонтова «парус» – символ одиночества;
у А. Пушкина «звезда пленительного счастья» – символ свободы и т. д.
СИНЕКДОХА
– изобразительное средство языка; вид Метонимии, основанной на замене
названия целого названием его части. Иногда синекдоху называют «количественной»
метонимией. «Невеста нынче пошла несмышленная» (А. Чехов).
СРАВНЕНИЕ
– изобразительное средство языка; создание образа путем сопоставления уже
известного с неизвестным (старого с новым). Сравнение создается с помощью
специальных слов («как», «будто», «точно», «словно»), формы творительного
падежа или сравнительных форм прилагательных:
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
(А. Пушкин)
ТАВТОЛОГИЯ
– выразительное средство языка; повторение однокоренных слов.
Где ж этот дом с
оторвавшейся ставнею,
Комната с пестрым ковром на стене?
Милое-милое, давнее-давнее
Детство мое вспоминается мне.
Комната с пестрым ковром на стене?
Милое-милое, давнее-давнее
Детство мое вспоминается мне.
(Д. Кедрин)
ТРОПЫ
– слова, употребляемые в переносном значении. Видами тропов являются Метафора,
Метонимия, Эпитет и др.
УМОЛЧАНИЕ
– выразительное средство языка. Речь героя прерывается с целью активизации
воображения читателя, призванного восполнить пропущенное. Обозначается, как
правило, многоточием:
Что со мною?
Отец… Мазепа… казнь – с мольбою
Здесь, в этом замке мать моя —
Отец… Мазепа… казнь – с мольбою
Здесь, в этом замке мать моя —
(А. Пушкин)
ЭВФЕМИЗМ
– выразительное средство языка; описательный оборот, меняющий оценку предмета
или явления.
«Наедине
я назвал бы его лжецом. В газетной заметке употребил бы выражение –
легкомысленное отношение к истине. В парламенте – выразил бы сожаление, что
джентльмен плохо информирован. Можно было бы добавить, что за такую информацию
люди получают по физиономии» (Д. Голсуорси «Сага о Форсайтах»).
ЭПИТЕТ
– изобразительное средство языка; красочное определение предмета, позволяющее
выделить его из целого ряда таких же и обнаружить авторскую оценку описываемого.
Виды эпитета – постоянный, оксюморон и др.: «Белеет парус одинокий…».
ЭПИФОРА
– выразительное средство языка; повторение слов или словосочетаний в конце
стихотворных строк. Эпифора – редкая форма в русской поэзии:
Записка – я тебя
люблю!
Опушка – я тебя люблю!
Зверюга – я тебя люблю!
Разлука – я тебя люблю!
Опушка – я тебя люблю!
Зверюга – я тебя люблю!
Разлука – я тебя люблю!
(В. Вознесенский)
Комментариев нет:
Отправить комментарий